Дома по улице Арбат:
Для перехода к просмотру информации по каждому дому, кликните мышкой на выбраный Вами номер дома.

Дом №17

В XVIII в. — обширное владение, принадлежавшее А.И. Фонвизину, отцу декабриста М.А. Фонвизина, сосланного на каторгу. Здесь нередко останавливался автор «Недоросля» и «Бригадира». Затем владение перешло к отцу писателя графа В.А. Соллогуба. В середине XIX в. во флигельках жили мастеровые люди. В конце XIX в. участок приобрел купец 1-й гильдии Олег Федорович Бромлей, который построил нынешнее здание. Позднее здесь жил художник К.Ф. Юон.

ЮОН Константин Федорович

Юон

(1875—1958)

Судьба всячески благоволила К.Ф. Юону. Он прожил долгую жизнь. У него был на редкость счастливый брак. Окружающие любили его. Ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами.

Невзгод было меньше — это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей.

В 1892 г. Юон поступил в МУЖВЗ, где занимался у К.А. Савицкого, Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, В.А. Серова.

Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе.

Впоследствии его картины были всегда желанны и на выставках передвижников, и на выставках «Мира искусства» и СРХ (членом которого он был). О нем писали ведущие критики и искусствоведы его времени — А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь, П.П. Муратов, потом А.М. Эфрос, Д.Е. Аркин... Он и сам выступал как искусствовед с работами о творчестве русских художников, о технике живописи, о художественном воспитании.

Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь, заслужив великую признательность своих учеников, среди которых были В.И. Мухина, скульптор-анималист В.А. Ватагин и др.

Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. Как и другие мастера СРХ, Юон усвоил некоторые принципы французских импрессионистов, не порывая при этом с традициями русского реализма второй половины XIX в., то есть не «растворяя» форму предметов в среде. Подобно А.П. Рябушкину и Б.М. Кустодиеву, он любил русскую старину, ее декоративность и красочность.

На его памяти произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. Все это повлияло на формирование манеры Юона. Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры («Троицкая лавра зимой», «Весенний солнечный день», обе 1910; «Мартовское солнце», 1915).

Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры

Большой известностью пользуется его картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещенные солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень красив, но и смел для эпохи беспощадной борьбы новой власти с церковью.

К историческим темам — революции и Отечественной войны — Юон также подходит через пейзаж, причем, обобщая, стремится быть предельно достоверным («Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2(15) ноября 1917 года», 1926; «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1942). Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом и где он работал с 1908 по 1958 г. («Конец зимы. Полдень», 1929; «Русская зима. Лигачево», «Раскрытое окно. Лигачево», оба 1947), и те, что написаны по воспоминаниям юности и связаны с поэтической стороной жизни и быта старой Москвы, воспитавшей художника («Кормление голубей на Красной площади в 1890—1900 годах», 1946).

Источник: artsait.ru

Раздел подготовлен по материалам книги:

Левин И.И. Арбат: Один километр России. — М.: Галарт, 1993. — 183 с.

С использованием:

"Ты течешь, как река...": Памятные места старого Арбата // Арбатские вести. — 2008. — №17 (199). — С. 6.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter