Печать

Семинар "Русская философия". Доклад А.П. Козырева «Богородица — великая мать сыра земля есть»: Достоевский, Булгаков, Вяч. Иванов. Памяти А.Н. Паршина.

Событие

Название:
Семинар "Русская философия". Доклад А.П. Козырева «Богородица — великая мать сыра земля есть»: Достоевский, Булгаков, Вяч. Иванов. Памяти А.Н. Паршина.
Дата:
13 Чт, Октябрь 2022, 18:30
Запись трансляции:
Смотреть

Описание

Семинар "Русская философия". Доклад А.П. Козырева (МГУ) «Богородица — великая мать сыра земля есть»: Достоевский, Булгаков, Вяч. Иванов. Памяти А.Н. Паршина.

В рамках проекта «Возвращение на Родину: философские кластеры как механизм формирования культурного кода новой России. К 100-летию «Философского парохода»» при поддержке Фонда возрождения национальных традиций "Новый век" и Президентского фонда культурных инициатив.

Планируется интернет-трансляция.

Бесплатно (по регистрации). Прямая ссылка-кнопка для регистрации в верхней части этой странички.

Другие события в Доме Лосева на портале mos.ru https://www.mos.ru/afisha/venues/204211/

Лругие события в Доме Лосева на timepad.ru https://losev.timepad.ru/events/

Афоризм Достоевского, вложенный в уста Хромоножки, характерным образом демонстрирует нам саму сущность почвенничества, его установку на «воцерковление» исторически сложившейся религиозной жизни русского народа, то есть заведомо обреченную на неудачу попытку христианизировать языческую составляющую этой «живой жизни». Поскольку христианизировать «народный» пантеизм и антропотеизм (стихийное обожествление мира и человека, физического и социального космоса) средствами ортодоксального Христианства невозможно, подобная процедура «воцерковления» национального язычества осуществляется в почвенничестве средствами гностической демагогии, или религиозной софистики. Мотивировка идеологии почвенничества как примирения народа и образованного общества, то есть самой возможности осуществления такого «всепримирения», заключается в том, что основным принципом религиозных представлений русской «творческой интеллигенции» того времени тоже было не что иное, как неоязыческий антропотеизм, с той лишь разницей, что это были не местные культы «матери сырой земли», но западный гуманистический неогностицизм Нового времени. Более того, народное двоеверие как раздвоенность религиозного сознания (смешение пережитков языческих представлений с христианской веры) значительно уступало этой же раздвоенности у «просвещенного» русского человека. "Образ Матери-Земли и его связь с Богородицей стали предметом размышлений русской религиозно-философской мысли начала XX в. О нем писал С.Н. Булгаков в своей работе «Русская трагедия» (1914). К образу Хромоножки обращались многие русские философы Серебряного века. Среди писавших о ней — Вяч. Иванов, Д. С. Мережковский. Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов… Весьма проникновенно об этом написал В. В. Розанов в статье «Белинский и Достоевский»: «…Это то же самое, что „Богородица есть Мать-сыра земля“. Вот его чувство. Чувство земли своей, земли русской — как священной. Вот откуда и у русских прозвище „Святая Русь“. И — христианская Божия Матерь, и — каменные бабы киевских времен»".

Контактная информация

Телефон для справок:
8–499–252–8272

Место проведения

Главное здание библиотеки
Главное здание библиотеки

Адрес:
ул. Арбат, д. 33
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter