Печать

Международная научная конференция "Антиномичность поэтики русского модернизма и современная гуманитарная наука".

Событие

Название:
Международная научная конференция "Антиномичность поэтики русского модернизма и современная гуманитарная наука".
Дата:
21 Пт, Ноябрь 2025, 11:00 - 18:00

Описание

ВНИМАНИЕ! КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОХОДИТ В ИМЛИ РАН Москва, ул. Поварская, 25а, стр. 1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ В.В. Полонский, д.ф.н., член-корреспондент РАН, директор ИМЛИ РАН, заведующий Отделом русской литературы конца XIX – начала XX века (председатель Оргкомитета); С.В. Федотова, д.ф.н., ведущий научн. сотр. ИМЛИ РАН; Е.А. Андрущенко, д.ф.н., проф., главный научн. сотр. ИМЛИ РАН; А.В. Марков, д.ф.н, профессор РГГУ, ведущий научн. сотр. ИМЛИ РАН; Е.А. Тахо-Годи, д.ф.н., проф. МГУ, ведущий научн. сотр. ИМЛИ РАН, зав. отделом Библиотеки-музея «Дом Лосева»; А.А. Гравин, к.т.н., старший научн. сотр. ИМЛИ РАН; научн. сотр. НИУ ВШЭ; Н.А. Дровалева, к.ф.н., старший научн. сотр., ученый секретарь ИМЛИ РАН (секретарь Оргкомитета); Ю.Ю. Анохина, к.ф.н., старший научн. сотр. ИМЛИ РАН; С.С. Воронцова, младший научн. сотр. ИМЛИ РАН; А.М. Насуева, младший научн. сотр. ИМЛИ РАН.

 

Концепция конференции. Модернизм — сложный, противоречивый феномен русской культуры рубежа XIX–XX в., ознаменованный радикальным пересмотром художественно-эстетических, религиозно-философских, общественно-политических, экзистенциально-психологических ценностей. Характерное проявление этого пересмотра заключалось в том, что деятели русского модернизма (художники, философы, теоретики литературы и искусства) настойчиво выдвигали на первый план универсальные антиномии бытия, сознания и языка. В центре их внимания — антиномии трансцендентного и имманентного, духовного и телесного, языческого и христианского, дионисийского и аполлинийского, рационального и интуитивного, этического и эстетического, индивидуального и всеобщего, архаического и утопического, языка и реальности, формы и содержания, вербализации и подразумеваемого, факта и смысла, знака и символа и т.д. и т.п. Но модернисты не только обсуждали проблему антиномий, они мыслили антиномиями, по-разному преломляя их в индивидуальном творчестве и пытаясь найти свои пути их разрешения. Особая роль в формировании антиномического дискурса принадлежала символизму, в рамках которого дискутировались различные теории символа — от формально-поэтических до религиозно-философских, мистических и мифологических. Дискуссии между символистами о природе и функции поэтического языка, специфике и назначении литературы и искусства оказали воздействие (часто от противного) не только на дальнейшие теоретические самоопределения постсимволистских школ (акмеистов, футуристов, имажинистов, обэриутов и др.), но и на отечественную философию языка, в лице П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Г.Г. Шпета и др.

Включив в название конференции заглавие статьи М.Л. Гаспарова «Антиномичность поэтики русского модернизма» (1992), организаторы мероприятия отдают дань ученому, который поставил эту проблему и направил ее рассмотрение в конструктивное русло. Вместе с тем выдвинутый им формально-стилистический подход к данной проблематике, реализованный исключительно на материале поэзии, т.е. в соответствии с классическим пониманием термина «поэтика», требует дальнейшего развития. Антиномический принцип организации дискурса проявлялся не только в поэзии, но и в прозе, в философско-эстетических и метапоэтических теориях (от символистских до авангардистских). Для целостного описания модернизма целесообразно в эвристическом плане расширить понятие «поэтика», включив в него дополнительные аспекты модернистского творчества.

Многоликая целостность модернизма до сих пор продуцирует разнообразие его интерпретаций. В осмысление модернистской поэтики (как в узком, так и в широком смысле) внесли свой вклад литературоведение и лингвистика, формальная школа, феноменология, герменевтика, металингвистика Бахтина, структурализм, семиотика, постструктурализм, лингвофилософия и др. Нельзя не заметить, что в позднейшей рефлексии над феноменом модернизма его антиномика неизменно попадала в поле зрения исследователей и нередко применялась в качестве инструмента раскрытия смысловой структуры мировоззренческих и эстетических поисков эпохи, однако за отдельными исключениями не становилась предметом специального рассмотрения.

Предполагается, что на конференции особое внимание будет уделено актуальным научным прочтениям и практикам анализа поэтического, религиозно-философского и теоретического наследия русских модернистов, в которых антиномичность из сознания и творчества переосмысляется в новом ракурсе, тем самым продолжая дискуссии о модернизме на современном этапе развития гуманитарной мысли (С.С. Аверинцев, Р. Бёрд, В.В. Бибихин, Л.А. Гоготишвили, Н.Д. Тамарченко и многие другие). Приветствуется презентация неизвестных архивных материалов в контексте предлагаемой тематики.

К обсуждению предлагаются следующие темы:

  • антиномии бытия, сознания и языка в философско-эстетических, литературно-критических и метапоэтических концепциях русского модернизма;
  • антиномии и синтезы в художественно-поэтических и жизнетворческих практиках русского модернизма; конструктивные / деструктивные противоречия в наследии модернистов; неразрешимые антиномии и утопические проекты разных типов;
  • архаизация как инновация в философско-эстетических теориях и практиках русского модернизма; фольклор, «русский стиль» и модерн, дионисийство и аполлинизм, традиция и новаторство;
  • анализ соотношения знака — символа — аллегории — метафоры — мифа как ресурс антиномического осмысления бытия и творчества в философско-эстетических теориях и художественном творчестве символистов;
  • «поэтика противоречий» как объект и метод описания творческих процессов эпохи модернизма; мотивно-образные, композиционные, риторические, грамматические, просодические и др. приемы в творческом «письме» модернистов (двойничество, амбивалентность, зеркальность, сновидения, фантастика, бред; параллелизм, (анти)симметрия, антитеза, контраст; антифразис, оксюморон, антонимия и т.п.);
  • осмысление антиномий авторского сознания, образа/голоса лирического героя и особенностей эстетической коммуникации в произведениях модернистов с привлечением инструментария (пост)структуралистских теорий;
  • антиномии художественной речи в свете бахтинских концепций автора и героя, диалога, чужого слова (цитация, двуголосое слово, стилизация, пародия), полифонии, хронотопа, карнавализации и др.;
  • трансформация лирических и прозаических жанров в практике русского модернизма в контексте антиномий художественной формы;
  • антиномии визуальной и акустической образности в модернистской поэзии и прозе; возможность применения инструментария новейших мировых визуальных и звуковых исследований;
  • различные прочтения учения А.А. Потебни о языковых антиномиях, символе, внутренней форме слова и др. в символистской и «материальной» эстетике как предмет дальнейших научных дискуссий;
  • современные подходы к проблеме антиномий в философии языка П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева, Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина и др.;
  • роль А.Ф. Лосева и М.М. Бахтина, а также их последователей и исследователей в углублении научной рефлексии о художественно-эстетических, религиозно-философских, теоретических и лингвистических стратегиях символистов; антиномии «непрямого говорения»;
  • современные интерпретации модернистского жизнетворчества; антиномии (авто)биографических текстов; неизвестные архивные материалы;
  • рецепция антиномичной поэтики русского модернизма в западных (пост)структуралистских теориях.

Контактная информация

Телефон для справок:
8–499–252–8272
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter